Василий Гатов о бесплатной прессе

gatov

vasilij-gatov-o-besplatnoj-presseГлавное преимущество и главный недостаток бесплатной прессы — бесплатность, уверен вице-президент ГИПП и советник генерального директора холдинга «Медиа3» Василий Гатов.

У бесплатной независимой прессы есть одно преимущество (оно же, увы, и главный недостаток) это бесплатность. Бесплатность обеспечивает отсутствие «барьера входа» в это медиа для потребителя (который все меньше хочет платить за контент и содержащий его продукт). Но одновременно бесплатность создает барьер для рекламодателя он оплачивает всё, включая производство и распространение издания, не обладая при этом той степенью контроля, которое у него есть в отношении собственных продуктов business-to-consumer. Бесплатность обезличивает потребителя цена платного СМИ, точнее, способность и готовность читателя оплатить продукт СМИ дает хоть какую-то гарантию, что у него есть деньги (которые он потом может потратить на продукт рекламодателя). Правда, пока рекламодатель настроен к бесплатным СМИ особенно популярным и ярким достаточно позитивно. En mass он воспринимает бесплатные СМИ как попытку продлить жизнь бумажным газетам и журналам, а вместе с ними напечатанным на бумаге рекламным объявлениям. Он пока готов оплачивать «лишнюю стоимость» контент, интересный аудитории бесплатных СМИ. Скорее всего, потому, что неспособен понять, как и что надо делать в части контента, чтобы привлечь читателя. Но, увы, со временем разберется и придумает, а в лучшем случае просто купит себе понравившееся бесплатное СМИ.

Будущее бесплатных в том числе и акцидентных газет и журналов во многом зависит от того, как будет меняться потребитель. В большей, намного большей степени, чем от того, насколько качественный и интересный продукт будет создаваться. Ваш потребитель моложе и мобильнее, чем стандартный «взрослый» читатель соответственно, он легче ловит тренды и течения, быстрее осуществляет переключения между каналами и вообще менее лоялен, чем старшие читатели. Если, взрослея, читатель той же газеты «Акция» будет сохранять привычку к отсутствию привычки это маркетинговая катастрофа, брендоцид небывалого масштаба (причем он коснется не только СМИ, но и потребительских и сервисных брендов). Оценить период, в течение которого бесплатные СМИ будут актуальными и будут существовать, я, пожалуй, не возьмусь: это многофакторный, зависящий от целой группы социальных, экономических и политических факторов, анализ. Ясно, что платные печатные СМИ имеют меньший срок жизни в бумаге за исключением буквально считанных по пальцам одной руки феноменов, таких как The Economist или «7 Дней». Print-on-demand сохранит практически все издания если читатель ЗАХОЧЕТ их читать на бумаге, но это не будет бизнес издателей, а станет бизнесом особых компаний, скорее родственных тем, кто сегодня собирает платежи за мобильные телефоны.